Уфа
-11...-5° C

Екатеринбургский ученый предложил новую концепцию истории Евразии

Опубликовано: 26.06.2009
Просмотров: 828

Новое осмысление истории Евразии как истории движения народов и культур предложил обществу в своей новой книге "Антропология движения" известный российский этнограф, член-корреспондент РАН, профессор исторического факультета Уральского государственного университета имени А.М.Горького Андрей Головнев. В отличие от традиционных исторических трудов, исследующих эволюцию политических, экономических, правовых форм материального и социального прогресса, вышедшая в Екатеринбурге книга призвана раскрыть роль мотивов движения и покорения пространства в истории культур и народов континента, - сообщили в пресс-службе вуза.

"Человек древности был homo mobilis, "человеком мобильным", для которого движение было привычнее покоя, - отмечает Андрей Головнев. - Все первые изобретения - метательные орудия, лук и стрелы, лодки и нарты, приручение животных - были совершены во имя преодоления расстояний. Главным преимуществом в древности были сложные пространственные стратегии, поскольку успехи людей зависели не столько от физических данных, сколько от искусства маневров и контроля над освоенной экологической нишей".

Со времен неолита до XVII века нашей эры локальные сообщества земледельцев объединялись магистральными культурами, осуществлявшими ту или иную стратегию движения. Российская государственность в своем формировании была связана с мобильными культурами кочевников морей и степей Северной Евразии: готов, викингов, тюрок, монголов. По мнению Андрея Головнева, в судьбе России эти пути пересеклись в виде "норд-русской" (новгородской) и "орд-русской" (московской) традиций.

Экологически мощная славянская и политически успешная скандинавская культуры эффективно взаимодействовали в освоении пространств Северной Руси. Путь прокладывался двумя культурами совместно: викинги пробивали его войной, двигаясь по торговым путям, а славяне - осваивали трудом, занимая локальные ниши. Синтез двух культур пришелся на княжение Владимира Святого, который решился на "имперский" переворот - крещение. Для Руси христианство стало надэтничной идеологией, соединившей скандинавскую и славянскую традиции.

В свою очередь, Южная Русь подверглась мощному влиянию со стороны монгольской "стратегии мобильности". Подобно викингам на море, монголы в степи развернули свою гигантскую социальную сеть, характерной деталью которой был жесткий централизм управления, ставший фундаментом империи Чингисхана. Синтез элементов различных кочевых культур в русской культуре стал основой грандиозной экспансии, сделавшей Россию крупнейшим государством Евразии. Между тем, сами кочевые культуры к XVII в. пришли в упадок в противоборстве с технологиями оседлых цивилизаций.

Изучение феномена движения народов и культур, считает Андрей Головнев, позволит лучше понять механизмы межэтнического и межкультурного взаимодействия не только ушедших, но и сегодняшних времен. Ведь общим свойством магистральных культур разных эпох, включая современную, является контроль над пространством. Сегодняшний homo mobilis - "сидячий менеджер с мобильным телефоном", по выражению Андрея Головнева, - по-своему возрождает кочевой образ жизни, покоряя виртуальное пространство коммуникационных сетей и участвуя в идеологических баталиях в интернете.




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург