Главная > Статьи > Учеба > Это не звучит гордо!

Это не звучит гордо!

22 марта 2011
Категория: Учеба

На сегодняшний день профессия учителя не в почёте. Не только с точки зрения государства (зарплаты на этом поприще, чего уж греха таить, мизерные), но и с точки зрения обычных граждан: тех, кто уважает и ценит этот нелёгкий труд, становится всё меньше и меньше… Почему так, а не иначе?

 

Призвание – это то, что позволяет человеку осуществлять свою деятельность качественно. Если его нет – это чувствуется. Не будет ошибкой в числе главных причин существующего положения дел назвать отсутствие призвания у значительной части учителей. Причём это ощущают как ученики, так и их родители и даже коллеги в школе. Какое же может быть уважение к человеку, который занят не своим делом, а посему работает спустя рукава?

 

Ни для кого не секрет, что оплата труда учителей не соответствует тому, чем они занимаются. А ведь преподавать – это не так-то просто! Педагог тратит не только умственные и физические, но также душевные ресурсы, при этом моральное удовлетворение достигается далеко не всегда. Зарплата – это серьёзный стимул для того, чтобы выполнять свои обязанности с большей отдачей. Применительно к учителям это значит, что они работают не в полную силу. Более того, они пребывают в пессимистическом настроении. Это вполне естественное состояние, если заслуги не оценены по достоинству.

 

Говоря о зарплате, нельзя не сказать, что она может оттолкнуть недавних выпускников-педагогов от выбранной профессии. Всё-таки нужно содержать семью, а заработка учителя на это явно не хватит. Таким образом, даже в том случае, если у человека есть призвание, если он хочет быть учителем, вполне вероятно, что им будет выбран иной род деятельности.

 

Кроме того, на отношение к учителю и к учительству влияет и воспитание. К сожалению, современный ритм жизни чаще всего не позволяет родителям проводить достаточное количество времени с детьми и, соответственно, должным образом принимать участие в их воспитании. Дети нередко предоставлены сами себе, старшее поколение является для них авторитетным в меньшей степени, чем раньше. Значит, в дальнейшем учитель будет иметь ещё меньший вес в глазах ученика.

 

Не обошлось и без такого фактора, как снижение качества высшего образования как такового. Специалисты, то есть новоиспечённые учителя, оказываются менее квалифицированными, нежели их предшественники, а, следовательно, передача знаний подрастающему поколению такими учителями будет не столь эффективна. И, вероятно, непрофессионализм будет прогрессировать с течением времени.

 

Но это ещё не всё. Вносит свою лепту и закрытие малокомплектных и сельских школ. Вот некоторые данные: в период с 2003 по 2006 год было закрыто 1900, а в 2007 и 2008 годах – более чем 2600 сельских школ, ликвидировано более 200 тысяч образовательных учреждений. Это, быть может, влияет не столько непосредственно, сколько опосредованно: понижается авторитет такого общественного института, как школа. У учителей также не возникнет желания идти работать в подобные заведения – кто знает, как долго просуществует та или иная малокомплектная или сельская школа. Получается замкнутый круг: учителя не идут работать в такие школы – школы закрываются, потому что нет учителей. И это печально.

 

Кстати, в последнее время государство «расщедрилось» на различные реформы образования, как-то: введение ЕГЭ, переход вузов на двухступенчатую Болонскую систему и не только – вот-вот грядёт новый образовательный стандарт. Между тем, многие учителя и преподаватели недовольны этими нововведениями, но власти на это не обращают ни малейшего внимания. Непосредственные участники образовательного процесса удручены его деградацией, но их голос так и остаётся не услышанным. Вот вам и ещё один факт, позволяющий говорить о снижении престижа институтов образования.

 

Как видно, кризис профессии возникает не на пустом месте, раз он есть – значит, для него существуют условия и причины. В этой статье я взяла на себя смелость обозначить лишь некоторые из них. Конечно, их гораздо больше. Давайте же задумаемся над этой проблемой и будем надеяться, что когда-нибудь государство всё-таки вспомнит об учительстве и позволит ему подняться на должную высоту.

 

 

Ольга Викулова

 

фото с сайта: http://odsgomel.org/content/view/19970/1

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск