Главная > Статьи > Учеба > Записки практиканта

Записки практиканта

14 марта 2011
Категория: Учеба

Студенческая братия… Многие из её славных представителей так или иначе сталкивались с педагогической практикой. У кого-то она уже позади, кого-то ещё ожидает встреча с ней. Почти у всех пары когда-либо проводили практиканты. Не так давно автора этой статьи подстерегла возможность побывать в шкуре учителя. Краткий рассказ и напутствие будущим поколениям – специально для вас!

Пугающее слово «педпрактика» преследует студентов с самого начала обучения. Поначалу эта практика кажется чем-то совершенно далёким, но по мере приближения выпуска приобретает более явные очертания. Вот и нам в один прекрасный день объявили: практике – быть

Прежде всего, предстояло выбрать школу, в которой нужно было попробовать себя в новом качестве. Я, как и многие, отправилась туда, где раньше училась. Это, пожалуй, самое простое и зачастую самое разумное решение: во-первых, большинство учителей уже знакомы, во-вторых, как говорится, «дома и стены помогают». Если же школьные годы для Вас вовсе не были чудесными и вспоминать о них не хочется, Вы отправитесь в ту школу, которую предложит вуз. Место практики известно, время – тоже. Остаётся ждать собрания, где речь пойдёт о различных организационных моментах.

Но что же представляет собой сам процесс? Начинается всё со встречи с учителем-руководителем практики. Он предложит классы, в которых нужно будет вести уроки, расскажет о каждом из них, об их особенностях. Мне достались 6-е и 7-е классы – прямо скажем, далеко не лучший вариант. Ведь, несмотря на нежный возраст, эти ребята сегодня вроде бы уже взрослые, а завтра – вновь дети. Я целую неделю готовилась к ответственному мероприятию – первому в моей жизни уроку. Рисовала красочный плакат, сочиняла сказку, штудировала многочисленные учебники и, конечно, настраивались морально и психологически. Кстати, последнее далось сложнее всего – никогда не знаешь, чего ждать от детей.

И вот настал «судный день». Волнение начало  преследовать ещё накануне, чем ближе было время урока, тем сильнее оно становилось. Я отчаянно сопротивлялась всеми доступными способами. Небезуспешно, надо заметить.

 

В назначенный час я явилась в школу, и мне показали «место заключения» – классную комнату. Звенит звонок, в класс входят они… Ощущение паники возникает в эту секунду почти у любого практиканта. Учеников было относительно немного – всего 11-12 (для школы, где я преподавала, в классах не слишком много народа), но, ещё раз подчеркну – относительно, всё же не каждый день приходится общаться с таким количеством детей.

Ребята не слушались, шумели, я же старалась с честью выйти из ситуации и всё-таки провести этот урок. 40 минут текли медленно, они стали уже практически вечностью, когда звонок возвестил: урок окончен. Я успела рассказать всё, даже уложилась чуть-чуть быстрее. Первый блин, как и ожидалось, вышел комом – так или иначе, сказалось волнение, заминки также имели место.

В следующий раз нужно было вести 4 урока у четырех разных классов – руководитель практики слегла с простудой. Но на этом мои приключения не закончились – нежданно-негаданно мне поручили провести ещё один – 5-й урок…

Стоит ли говорить, что пять уроков подряд – «весь вечер на арене» – изрядно изнуряют. Немудрено, что многие учителя выглядят, мягко скажем, не очень воодушевлёнными и довольными жизнью. Впрочем, не так уж всё печально, как это могло бы показаться на первый взгляд: интересных и даже весёлых моментов было не так уж и мало, ведь детство и радость частенько идут рука об руку.

Практика подошла к концу, и я вздохнула с облегчением. Но что же я вынесла из этого «приключения»?

Во-первых, стало ясно, что роль учителя не для меня. Всё-таки для того, чтобы быть учителем, необходимо призвание, без которого в этой сфере делать попросту нечего. Таким образом, я получила опыт, а это тоже важно. Во-вторых, конечно, небезынтересно было вновь окунуться в атмосферу беззаботной школьной жизни, но при всём этом увидеть её со стороны. Ну и, наконец, в-третьих, лучший отдых – это смена обстановки, не так ли?

Небольшое напутствие:

  • настройтесь на практику заранее, избежать её не получится, а 40 минут кажутся нескончаемыми лишь первый раз, в конце концов «не так страшен чёрт, как его малюют», – народная мудрость не врёт;
  • прежде всего, договоритесь с учителем, чтобы он присутствовал на уроках. Это, конечно, подразумевается, но на деле не всегда реализуется – например, нас учительница практически бросила на произвол судьбы – её не было ни на одном из наших уроков: сначала она почему-то решила, что её присутствие смутит нас, а потом заболела, не предоставив замену. Отсутствие дисциплины в классе в этом случае обеспечено;
  • будьте терпимы по отношению к детям: не кричите, не срывайте на них свой гнев. Пускай они шумят, это ведь дети, что с них взять? Мы и сами были такими;
  • наконец, воспринимайте практику как новый и нужный опыт, а не как каторгу: она даёт возможность что-то переосмыслить, понять.

Ольга Викулова

 

фото с сайта: http://72diploma.ru/news/2010/?p=6

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск