Главная > Статьи > Это интересно > «Музыка — это не спортивное состязание, у музыки другое предназначение»: Александр Булатов о «новой

«Музыка — это не спортивное состязание, у музыки другое предназначение»: Александр Булатов о «новой

30 августа 2020
Категория: Это интересно

Общество уральских музыкантов богато талантливыми людьми. Один из них — Александр Булатов, музыкант Театра эстрады. Когда-то он самостоятельно научился играть на контрабасе, а теперь создаёт музыку совместно с вокалистами со всего мира. В интервью для «УралСтудент» Александр рассказал о своей музыкальной карьере, «новой волне» джазовых музыкантов Екатеринбурга, о сотрудничестве с мировыми звёздами и работе на карантине.

- Когда вы обнаружили в себе любовь к музыке?

- До 11 лет я и не думал связывать свою жизнь с музыкой. Первым человеком, благодаря которому я встал на этот интереснейший путь, стала моя мама. Долго она уговаривала меня пойти на прослушивание в эстрадную студию при Дворце молодёжи. Какое-то время я сопротивлялся, так как мне это было абсолютно не интересно, но в один прекрасный момент судьба сама повела меня туда.

Пошли мы на прослушивание с моей младшей сестрой и за компанию я взял с собой своего одноклассника, с которым мы дружили ещё с садика, и так получилось, что оказались в школе в одном классе. В итоге каким-то чудным образом мы все втроём успешно прошли это прослушивание и стали частью детской эстрадной студии «Алёнушка».

Руководителем этого коллектива был гениальнейший человек, про таких говорят —  педагог от Бога! К сожалению, его уже давно нет на этом свете, но он всегда с нами, в наших сердцах. Так вот, вторым человеком, который повлиял на мою судьбу стал именно он, Александр Сергеевич Горелый.

В этом ансамбле я прошёл путь от «запасного игрока», который сидит на скамейке и наблюдает за всем происходящим, до абсолютно зрелого музыканта, способного играть музыку на достаточно серьёзном уровне. Была возможность пробовать себя абсолютно во всех амплуа. Начал я с танцевальной группы, потом меня поставили на перкуссионные инструменты. Через какое-то время мне доверили гитару, и вот тут я по-настоящему влюбился в музыку и понял, что это то, чем я хочу заниматься всю свою жизнь!

Потом мне начали доверять простенькие вокальные партии. И вот настал момент, когда из коллектива ушла бас-гитаристка и резко возникла необходимость найти замену. Александр Сергеевич, кстати, в прошлом очень хороший басист, говорит мне: «Булатов, а бери-ка ты бас!» Ну я взял, и до сих пор не могу его из рук выпустить. Правда, сейчас к басу ещё и контрабас добавился. Ноша стала тяжелее, а жизнь интереснее! Так я и стал бас-гитаристом.

Вообще, этот ансамбль сыграл главную роль в моей жизни. Там я не только получил своё главное музыкальное образование, но и встретил свою жену, с которой мы уже 17 лет вместе и у нас трое замечательных детишек. Вот так бывает! В этом ансамбле я провёл восемь лет, это лучшие годы в моей жизни!

Третьим человеком, благодаря, которому я вошел в абсолютно новый и неизведанный мир джазовой музыки, стал Сергей Петрович Амелькин. Это ещё один человек, про которого можно сказать — педагог от Бога!

 Вообще, по жизни меня судьба сводила и сводит с потрясающими людьми, у которых я учусь многим вещам. Сергей Петрович и по сей день преподает бас-гитару в музыкальной школе № 11, куда я и направился после восьми лет проведённых в ансамбле «Алёнушка».

В этой музыкальной школе находился, пожалуй, один из лучших на тот момент, юношеских джазовых ансамблей, который называется OPEN SOUND. Насколько я знаю, он существует и по сей день. У этого ансамбля несколько руководителей и Сергей Петрович был одним из них.

На самом деле попасть в этот ансамбль было не так-то просто, тем более, я не имел никакого музыкального образования. Но Александр Сергеевич Горелый был хорошо знаком с Сергеем Петровичем и попросил его прослушать меня. Видимо, Сергей Петрович разглядел во мне потенциал и взял меня под своё крыло, и таким образом я обрёл одного из лучших педагогов по бас-гитаре в России и стал частью джазового коллектива OPEN SOUND.

В этом коллективе я провел около трёх лет. Значительно повысил свои профессиональные навыки как теоретические, так и практические. Мы много гастролировали, принимали участие в джазовых фестивалях по всей России, и один раз съездили в Швецию и Данию. Три года пролетели как один день.

- А как складывались ваши отношения с музыкой дальше?

- Дальше в моей жизни появился «Чайник» (муз. Училище им. П.И. Чайковского). На тот момент там на эстрадно-джазовом отделении училась моя супруга. Естественно каждый экзамен она просила меня подыграть ей на бас-гитаре. Так я подружился с большим количеством студентов муз. училища и довольно быстро вошёл в тусовку, при этом не учась и не являясь студентом училища.

Это было время безграничного творчества. Мы собирались с ребятами в кабинете и устраивали многочасовые джемы (джем-сейшн, т.е. когда музыканты собираются вместе и играют). Изучали разные стили музыки, слушали записи, смотрели концерты. Таким образом появился определённый тандем или можно сказать «новая волна» джазовых музыкантов Екатеринбурга.

- Как вы оказались в Театре эстрады?

- Через некоторое время после моего участия в жизни «Чайника» мне предложили работу в Театре эстрады в известном в Екатеринбурге джазовом коллективе Mobi-J, и я, не раздумывая, согласился. Я об этом и мечтать не мог.

Так у меня появилась официальная работа, а вместе с ней и стабильность, что очень важно для музыканта, особенно для джазового. В Театре эстрады я работаю и по сей день, по-моему, уже 13-й год идёт.

Примерно в это же время мне поступило предложение занять место бас-гитариста в коллективе известного певца Александра Новикова и я его тоже с радостью принял.

- А чем-то ещё занимаетесь, помимо работы в коллективах?

- Параллельно со всем этим я пишу свою музыку, которую иногда получается показать зрителю. Создаю различные творческие проекты.

Один из самых мощных был Free-Spoken Band. Этот проект просуществовал три года, и за этот небольшой отрезок времени успел оставить большой след… На который многие до сих пор «наступают» и вспоминают. Это было трио: гитара, бас, ударные. Ох, и пошумели мы в то время! Кому интересно, можете посмотреть видео на YouTube.

Также я создал два трио: Old Fashioned Trio и ASK Trio. С этими составами на данный момент я провожу большую часть своего времени. Мы привлекаем различных российских и заграничных джазовых исполнителей и делаем с ними большие туры по России.

И опять же мне повезло, и судьба меня свела с замечательным человеком Екатериной Шарко, она является моим концертным директором и всю работу по организации гастролей она взяла на себя, тем самым позволив мне заниматься исключительно музыкой. Ну вот вроде бы и всё, работаем дальше!

- Сколько времени вам потребовалось, чтобы освоить игру на контрабасе?

- Долгое время я играл на бас-гитаре, и мне этого вполне хватало. Но в определённый момент я понял, что джазовую музыку всё-таки нужно играть на контрабасе, особенно если речь идёт о традиционном джазе. И уж если я выбрал путь именно джазового музыканта, то я просто обязан научиться играть на контрабасе!

Для меня это был совершенно новый и неизведанный мир. Я начал всё с нуля: гаммы, арпеджио и т.д. Был момент, когда я понял, что это вообще не моё, забросил занятия и вернулся к бас-гитаре. Но что-то внутри меня терзало и внутренний голос без конца говорил мне: «Ты должен, должен взять контрабас!» И с тех пор начались каждодневные занятия, минимум по 5-6 часов в день. Которые продолжаются и по сей день, это процесс, который нельзя прерывать. Мы учимся всю жизнь! У меня не было и нет педагога по контрабасу, сейчас очень много информации в интернете, различные школы, учебники, видео. Если сильно захотеть, то можно самому освоить любой инструмент, было бы желание. Поэтому отвечая на ваш вопрос, скажу, что я до сих пор осваиваю контрабас, и чем дальше, тем интереснее этот процесс.

- С какими проблемами столкнулись в процессе обучения?

- Как оказалось, купить контрабас в Екатеринбурге на тот момент было нереально, да и сейчас-то не найти хороших вариантов. Тогда мне пришлось искать инструмент в ближайших городах.  Нашёл хороший вариант в Москве, продавал один студент из «Гнесинки» (Российская академия музыки им. Гнесиных). Сел на поезд и поехал в столицу. Там я в полной мере вкусил все прелести передвижения с контрабасом в метро в час пик. Это было незабываемо!

Дорога обратно была не очень лёгкой, так как я решил сэкономить и не покупать отдельную полку для контрабаса. В итоге мы провели сутки вдвоём, в обнимку на верхней полке.

- Умеете ли вы играть на других музыкальных инструментах? Если да, то на каких?

- Так как занятия на бас-гитаре и контрабасе занимают много времени, то у меня нет возможности тратить его на освоение других музыкальных инструментов. Во времена когда я занимался в эстрадной студии во Дворце молодёжи у меня было больше свободного времени, и там я научился немного играть на гитаре, на ударных и на рояле. Поэтому на этих инструментах я могу что-то изобразить, но это на очень любительском уровне.

- Мы знаем, что вы активно записываете совместные работы с различными вокалистами. Как давно вы этим занимаетесь?

- Как я уже говорил, сейчас основную часть моей творческой жизни занимают международные проекты, гастроли с различными джазовыми исполнителями по России и ближнему зарубежью. Активно я начал заниматься этим примерно с 2014 года, когда у меня появился концертный директор. Сейчас мы выходим на более широкую аудиторию, нашими проектами интересуются всё больше и больше российских филармоний, что очень ценно и важно для нас. Шаг за шагом расширяем границы волшебной силой музыки.

- Насколько сильно карантин изменил режим вашей музыкальной деятельности?

- Я бы сказал, что кардинально! Для меня и моей команды это был мощнейший удар. В апреле у нас должен был состояться большой тур из 22 концертов с французской певицей Mae Defays, она, кстати, внучка Пьера Ришара. Мы занимались организацией этих гастролей больше полугода, и в раз всё рухнуло. Я думаю, вы представляете, какой удар для всех нас это был.

Также отменился сентябрьский тур с эстонской певицей Sofia Rubina Hunter, и ноябрьский тур с американским певцом и гитаристом Miche Fambro. И это далеко не все последствия карантина. Коронавирус на 100% парализовал всю мировую музыкальную индустрию. Мы до последнего верили, что запланированные туры состоятся, но в консульствах нам ясно дали понять, что гастроли стоит отменить.

Самое не понятное в этой ситуации, что мы не знаем, когда это всё закончится и понятия не имеем, на какой год, месяц, переносить наши запланированные концерты. В такой ситуации сейчас находятся абсолютно все, кто связан с проведением культурно-массовых мероприятий. Поэтому наша гастрольная жизнь сейчас поставлена на паузу.

Но я нашёл, каким образом можно преодолеть всю эту депрессию и решил записывать видео в формате телемоста. Я в Instagram нахожу интересных музыкантов со всего мира, с кем бы мне хотелось записать совместное видео, предлагаю им такую идею и если им это интересно, то мы выбираем, какую композицию можем вместе исполнить и всё. Сам по себе факт, что люди, находясь на разных концах земного шара, соединяются в одном видео, чтобы сотворить что-то волшебное! Это ли не круто, товарищи? Музыка - это великая сила! Музыка стирает все границы!

- Вы уже рассказали, с кем записываете совместные работы в режиме телемоста. Есть какое-то лучшее воспоминание о том, с кем больше всего понравилось сотрудничать?

- Я бы не стал кого-то выделять, так как каждый исполнитель мне дорог. На данный момент записано более двадцати видео с музыкантами из разных стран: Америка, Канада, Бразилия, Япония, Израиль, Испания, Румыния, Украина. Можно долго перечислять. С кем-то я уже был знаком, с некоторыми уже делали гастрольные туры по России.

Также очень интересно открывать для себя абсолютно новые имена, например, на меня большое впечатление произвел японский трубач Mao Soné. Интересное видео получилось с американской танцовщицей Tawni Michelle Lanford.

Были проекты, где я объединял сразу несколько стран, в композиции Linda Chicana с нами играет бразильский тромбонист Josiel Conrad и американский перкуссионист Diego Camacho. Впереди ещё много интересных видео-проектов, и каждый из них для меня ценен, как и идея объединять страны, города, людей с помощью прекрасной музыки.

- Расскажите о своих гастролях ещё до карантина.

- Да уж… Сейчас можно делить гастрольную жизнь на «до» и «после» карантина.

С 2014 года, когда у меня появился концертный директор, три месяца в году я провожу на гастролях. Как правило, это март, сентябрь и ноябрь. Планируются гастроли за полгода, а иногда и за год, так как многие в филармонии формируют свою афишу на год вперёд. Это очень сложный процесс, который включает в себя много нюансов. Бесконечные телефонные переговоры с организаторами, обсуждение технических и бытовых вопросов, грамотное построение логистики между городами, визы, билеты и так далее. А бывает так, что организатор меняет решение и отказывается от концерта и тогда вся логическая цепочка рушится и приходится переделывать весь график с учётом изменений. Поэтому я рад, что у меня есть человек, который взял на себя решение всех этих задач.

- Помимо собственных концертов, в каких музыкальных фестивалях, конкурсах участвовали?

- Скажу честно, я не понимаю суть музыкальных конкурсов. Я не понимаю, как можно сравнивать исполнителей, ставя кого-то выше, кого-то ниже. Музыка — это не спортивное состязание, у музыки другое предназначение. За свою жизнь, конечно, мне довелось поучаствовать в нескольких конкурсах, но это было очень давно.

Среди тех, которые сейчас могу вспомнить были: в 2003 году детский джазовый конкурс «Джаз-Парнас» (Санкт-Петербург), там я играл в составе ансамбля Open Sound, мы взяли диплом 1-й степени. На конкурсе «Виртуозы гитары», который проводился так же в Санкт-Петербурге, в каком году сейчас не вспомню, я выступал в сольной номинации «бас-гитара» и занял там 1-е место.

Два раза принимал участие в конкурсе молодых исполнителей «Усадьба Jazz». Первый раз с группой Free-Spoken Band, второй раз в составе квартета Андрея Плетнева. Ну вот, пожалуй, и всё.

Естественно, это был интересный опыт, и, наверное, каждый музыкант должен пройти через конкурсы. Но я уже давно закрыл за собой эту «дверь». Повторюсь ещё раз, что у музыки другое предназначение.

А теперь о фестивалях, они являются неотъемлемой частью моей музыкальной жизни! Фестиваль — это праздник! Попадая на музыкальный фестиваль, вы оказываетесь в уникальной атмосфере, в эпицентре культуры и искусства. Для меня главное в фестивалях — это общение. Общение с музыкантами, со зрителями, с организаторами.

Это отличная возможность заявить о себе перед большой аудиторией и научиться чему-то новому. Особенно приятно играть на фестивалях собственную музыку, это прекрасное чувство, когда ты понимаешь, что в данный момент твою музыку слушают тысячи людей, это правда круто и очень волнительно.

За свою жизнь я принял участие в большом количестве джазовых фестивалей, все перечислять не имеет смысла, но могу назвать несколько особо значимых для меня: «Усадьба Jazz» (Россия), «МузЭнерго» (Россия), Koktebel Jazz Festival (Украина), KHARKIV ZA JAZZ FEST (Украина), Jazz Bez (Украина, Польша), Art Jazz Cooperation (Украина), «Аква Джаз» (Россия).

Чтобы познакомиться с творчеством Александра Булатова, перейдите по ссылке на его страницу «Вконтакте», профиль в Instagram, а также на Youtube-канал. 

Автор: Анастасия Сбродова

Фото: взято из личного архива героя


«Карантин — хорошее время для организации мысленного пространства»: уральский музыкант о творческом пути и работе на карантине

«Писать песни на русском языке – большая ответственность»: уральские музыканты о продвижении и проблемах в творческой среде

«Самое ценное в кэмпе – это люди»: участница Ural Music Camp о музыкальном проекте, наставниках и творческой деятельности

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск