Главная > Статьи > Это интересно > «Это гений, ему можно»: кто такой Николай Коляда, и как живёт его театр

«Это гений, ему можно»: кто такой Николай Коляда, и как живёт его театр

05 апреля 2019
Категория: Это интересно

«Коляда-театр» всегда славился сумасбродством. Его спектакли называют оригинальным представлением классики с элементами притягательного безумия. Впрочем, это неудивительно. Ведь его основатель – заслуженный деятель искусства Николай Коляда сам выделяется на фоне других не только талантом, но и своей экстравагантностью. «УралСтудент» отправился в логово творчества и энергии — «Коляда-театр», чтобы поговорить с маэстро и узнать у его сотрудников, каково это, работать с таким творческим человеком.

Когда я была маленькой, мама каждый месяц приводила меня сюда. Тогда мы спускались в какой-то подвальчик и попадали в сказку. Интересно, сохранилась ли та атмосфера, спустя столько времени.

До меня доносится смех на репетиции. Прохожу в зал по узкому коридору, полностью заваленному необычными предметами, и слышу татарские песни про бешбармак, актёр говорит со сцены:

- Это поржать и порыдать, ну, театр, то есть!

Оказывается, актёры репетируют спектакль «Хабибулин идёт из Владивостока в Калининград к Зое», пьесу для которого написали ученики Коляды. Сам Николай сосредоточен и серьезён, напряженно выкуривает сигарету и пьёт чай. Но атмосфера на репетиции царит доброжелательная и творческая.

В одной из сцен актёры выходят в простынях, режиссёр выбегает со словами:

- Кружитесь, как снежинки, по кругу, смотрите в пустоту!

Набираюсь смелости и в перерыве подсаживаюсь к Коляде, даже актёры себе такого не позволяют.

- Я хочу показать всю Россию через пьесу. Каждый мой ученик писал про какой-то город. Незадачливый парень едет к своей любви, проходит разные испытания. Эта постановка очень важна для моих студентов, - говорит он об идее пьесы.

Если заставить Николая выбирать между написанием пьесы и постановкой спектакля, он вряд ли сможет это сделать.

- Я люблю всё в театре! И писать пьесы, и ставить спектакли, и подбирать музыку, и пол мыть, и деньги выдавать. Я — человек театра.

- Здорово, когда находишь дело всей жизни. А когда вы поняли, что театр – ваше призвание?

- Я не своим делом занимаюсь. Лучше б работал в магазине продавцом. Хоть деньги бы зарабатывал…А так — я бедный.

Добродушный и простой, будто обыкновенный посетитель театра, Николай сидит в зрительном зале и изредка поглядывает на сцену.

2019 был объявлен Годом театра. Кому как не основателю театра радоваться этому событию. Но Николай к этому решению относится негативно.

- Я ничего хорошего не вижу, не будет никаких изменений. Дело Серебренникова продолжается, слияние Александринского и Ярославского театра. Недавно разгромили театр «Фэст», как наш театр когда-то.

Относительно финансирования театра у Николая тоже негативные мысли:

- Кто мне даст денег, никто не даст. На нас у них денег нет, только на свои причуды: машины, поездки на Канарские острова. А помогать скоморохам никто не будет, зачем они нужны.

Настроение Николая начинает немного портиться.

- В одном из интервью вы сказали: «Я в лепешку расшибусь, но это будет лучший театр в городе!» Добились ли вы поставленной цели?

- Не в городе, а в мире! Я добился, журнал Forbes поставил нас на пятое место среди лучших театров России.

- Ну и какая цель теперь?

- Чтоб Forbes нас на первое место поставил (смеётся).

О цензуре Николай говорит бойко. Даже не верится, что это слова весёлого мужчины, который сидит рядом со мной.

- Мне наплевать. Пусть попробуют что-нибудь сказать. Я пошлю очень далеко. Я очень вонючий и матерщинник.

По секрету Николай делится рецептом хорошего спектакля со мной и читателем:

- Должно быть очень смешно, смешно, смешно… А потом очень сильно грустно.

Мечтает режиссёр о том, чтобы сделать людей бедных — богатыми. Людей, которые живут в деревнях и ничего не видят, счастливее.

- Надо… Продолжаем репетицию! - настоящий гений не может без работы, он резко срывается в середине разговора и мчится на сцену. В этом весь Коляда, он не любит говорить, он любит театр.

Тихонько покидаю площадку, и в коридоре встречаюсь с актрисой – Ксенией Капарулиной.

- Чтобы работать в театре, надо быть умным. Простроить роль так, чтобы на тебя четыре часа умные люди, не отрываясь, смотрели. Они не станут тратить время на дураков.

Про особенности работы с мэтром актриса говорит следующее:

- Когда пришла поступать в Театральный институт, я Коляду не восприняла всерьёз. И только когда поступила, перекрестилась и сказала: «Господи, я на своём месте!» Сейчас я в нём уверена на 200%. Он нам, как папа. Мы – семья.

Я вдруг осознаю, что это маленькое здание держится на одном человеке. Его театр громили, финансирование урезали, а ему нет дела до проблем. Уже на выходе пересекаюсь с помощником режиссёра Екатериной, она отвечает за реквизит.

- Сложно ли работать с творческими людьми, с Колядой в том числе?

- Нет. Но такие люди очень эмоциональны. Многие высказывания, крики или плохое настроение Коляды списывается на одно: это гений, ему можно!

Театр начинается с утра, вешалки, репетиций, но самое главное, он начинается с человека. Чтобы чего-то добиться, нужно жить театром, вкладывать в него все силы, и Николай Коляда — яркий тому пример.

Автор: Анастасия Старкова

Фото: Анастасия Старкова


Смарт-офисы и «пивные часы»: в «Главном проспекте» открылся коворкинг

«На полтора суток работу цеха остановят»: дизайнер Елена Олещенко о грядущей неделе моды на площадке завода

«Трансцендентный оттенок и нотка загадочности»: дизайнер Мария Чубаева о своей коллекции «Мастер и Маргарита»

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск