Главная > Статьи > Это интересно > Так ли "велик и могуч" современный русский язык?

Так ли "велик и могуч" современный русский язык?

21 апреля 2011
Категория: Это интересно

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет

Д.С. Лихачёв.

Как приятно пройтись по весеннему городу! Свежая трава радует нас ярким оттенком, в небе пригревает солнце, дует лёгкий ветерок. Во дворе гуляют счастливые мамы с колясками, в которых под звонкое пение птиц сладко дремлет наше «будущее». Если бы мимо проходил поэт, он бы обязательно остановился, чтобы описать увиденное в стихах. Душа поёт!


Но... Стоп! Вдохновение пропало! Гармонию нарушил громкий диалог двух подростков:

- Эй, Димон! Куда чешешь? Пошли по улице прошвырнёмся!

– Не-а! Не катит! Училка по рус. язу ваще запрягла, домахи куча!

Неужели это он, наш «великий и могучий русский язык» так режет слух? Что за набор непонятных слов? Увы, ответ не из приятных – это обычная речь современной молодёжи, к которой относятся и студенты, страдающие ярко-выраженной безграмотностью.

Сегодняшний студент вуза является важнейшим представителем социума, но вот парадокс - он с трудом успевает записать лекцию, а после сам не может разобрать написанное. Что уже говорить о правописании и словарном запасе? Речь студентов огрубела и обеднела. Но в чём же виноваты будущие обладатели диплома, и почему их грамотность так хромает? Ответ и главный корень проблемы снижения грамотности современного поколения нужно искать в Российской школе:

  • сокращение часов русского языка и литературы (политики и министры образования, считают, что их слишком много);
  • русский язык и литература становятся необязательными предметами в старших классах (более важные - экономика, информатика и т.п.);
  • массовая компьютеризация и современная техника вытесняют книгу (интернет, доступная информация, краткие содержания и масса развлечений затмевают классические произведения);
  • печатание сменяет письмо и «стирает из памяти» каллиграфию (ученики повсюду носят с собой ноутбуки и забывают свой почерк, что способствует отсутствию мелкой моторики, развивающей мозг);
  • введение ЕГЭ (заучивание программы с целью получить высокий балл, а не высокую грамотность);
  • утрата чувства языка (русский язык в школе преподают как огромный свод правил правописания, но забывают о том, что это ещё и культурное наследие и история нашей страны).

Как видите, проблема существует на самом деле, и аргументов для тревоги предостаточно. И если учесть, что на повестке дня – трагедия не языка, а целой нации, то не пора ли задуматься о спасении нашего «живого слова русского»? Очевидно, что для подрастающего поколения ценность языка уже не приоритет, но русский-то студент должен осознавать, чем грозит падение грамотности.

Представьте, что будет, если вузы начнут закрывать глаза на грамматические ошибки – Россию заполонит большая армия безграмотных специалистов! А может, это кому-то на руку? Ведь безграмотный человек намного легче поддаётся манипуляции, и уж поверьте, найдутся те, кто воспользуется нашей слабостью.

Мы радуемся упрощениям и не осознаём, что это лишь отупляет наше сознание. Наш родной язык беднеет из года в год, а вместе с ним и мы с большой скоростью приближаемся к «позорному» уровню знаний. Багаж грамотности современного человека – это показатель успеха, но с таким уровнем владения языком путь в светлое будущее будет закрыт. Более умные и хитрые начнут этим пользоваться и управлять образовавшимся «стадом», которому придется молча «проглатывать» новые законы и довольствоваться малым.

Печальная картина, не правда ли? Но ведь в каждом запутанном лабиринте должна быть дверь, ведущая к победе. И добраться до «заветной двери» есть шанс у каждого. Главное – понять, что грамотный язык – это наиглавнейший инструмент мышления.

Пусть уроки русского языка, литературы и математики до сих пор остаются самыми сложными, но именно они подготавливают почву для будущих достижений. И не стоит идти по программе минимума, нужно развиваться и преумножать свои знания.

Наряду с новейшими технологиями, не стоит забывать о книгах. Между чтением книг и грамотностью – прямая зависимость, ведь, читая хорошую литературу, мы обогащаем словарный запас, учимся жизни на чужих ошибках и расширяем кругозор. И читать надо именно книги, а не рекламные вывески, пестреющие ошибками, которые мы впоследствии копируем.

В заключение хотелось бы напомнить современной молодёжи, что человек без родного грамотного языка не сможет быть полноправным гражданином своей страны. Слово может возвысить человека и может его оскорбить. Язык – это самое сильное оружие, и его надо беречь!

Елена Мамедова

фото с сайта:фото с сайта:http://www.tutznayka.ru/lyubov-i-otnosheniya/10-kak-pravilno-napisat-pismo.html

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск