Легендарный спектакль «Служанки», покоривший мир, по пьесе Жана Жене (1910—1986) — enfant terrible французского авангарда.
Роман Виктюк первым в СССР обратился к драматургии Жене (театр «Сатирикон», 1988), поставив дерзкий, вызывающе театральный спектакль, в котором условности социума оказываются поводом для восхитительной игры, как раз и дарующей искомую свободу. В театральной афише конца 80-х годов не было, пожалуй, ни одного спектакля, вызывающего такой же резонанс, как «Служанки», спектакля, «отразившего эпоху и меняющийся эстетический и нравственный кодекс человека». Поставленный в 1988 году в «Сатириконе», а затем несколькими годами позже возобновленный уже в Театре Виктюка, этот спектакль принес режиссеру славу кумира богемы, в котором соединились упования эстетов и чаяния постмодернистского искусства.
«Служанки» сделали Виктюка символом нового театрального направления, провозглашавшего главенство Игры в жизни, победу театральности над обыденностью — для искусства рубежа 80-90-х годов это было более, чем актуально. Они положили начало стилю, который позже стал именоваться victyuk style — утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене. Для зрителей это был шок.
Необычным было все — начиная от гримов, напоминающих маски театра Кабуки и благоухающего французскими духами… Месье в роскошной шубе, полный истомы голос Далиды и главное — совершенно особый способ актерского существования, строящийся на постоянном ощущении дистанции по отношению к образу. Впервые изумленная публика увидела столь сложные гримы и томную, выразительную пластику мужчин, играющих роли женщин. Вся тонкость и сложность постановки диктуется автором пьесы. Жан Жене — изгой и маргинал, исступленный бунтарь, один из ярчайших писателей французского интеллектуализма. Его «Служанки» — отнюдь не банальная криминальная история двух сестер-служанок, задумавших отравить свою хозяйку Мадам. Это возвышенная пьеса о трагизме бытия, о столкновении мечты и реальности. По Виктюку, все в этой жизни пропитано и движется страстью, ею одной.
Диковинные декорации, причудливые костюмы, игра и пластика актеров, чарующая музыка Далиды — все в органичном соединении и составляет единое целое.
В спектакле заняты: Дмитрий Бозин, Александр Солдаткин, Иван Никульча, Алексей Нестеренко.